Franco Moschino

 
Франко Москино (Franco Moschino)

«Культ моды запрещается! Модно то, что вам нравится», - слова создателя марки Москино. Лейбл Moschino стал символом протеста против строгости классики и обязательности тенденций моды. Идеи стиля одежды Moschino - это индивидуальность, самоирония, поиск свободной от чужого диктата жизни.

Франко Москино был самым большим «хулиганом» в итальянской моде. В то время как его коллеги акцентировали внимание на безупречных линиях кроя, проявляя присущие итальянцам совершенство пропорций и гармоничность цветовых сочетаний, Москино иронизировал над «жертвами моды». У него было самое большое чувство юмора среди итальянских стилистов, проявляющееся в его моделях одежды и аксессуаров. Москино прославился в 1980-е гг. — годы культа дизайнерских марок, превратив страсть потребителей к престижной одежде в предмет для шутки.

Франко Москино родился в 1950 г. в г. Абьятеграссо, маленьком индустриальном городке, в 14 милях от Mилана. Ребенком, он искал убежище от провинциальной скуки, упорно занимаясь рисованием. Его отец управлял литейным заводом. Он умер, когда Франко было всего 4 года.

В 1967 юноша поступил в престижную Академию Художественных Искусств в Милане, где проучился до 1969 года. И хотя он мечтал стать художником, необходимость оплачивать своё обучение в Академии увела его в мир моды. Чтобы финансировать свои занятия, он начал создавать иллюстрации для журналов мод. После окончания Академии Москино начал работать иллюстратором моды для модных журналов «Харперз Базар», «Линеа итальяна» и др.

Работы Москино привлекли внимание известного дизайнера Джанни Версаче, который разрабатывал коллекции для различных домов готовой одежды. Он проработал у Дж. Версаче иллюстратором с 1972 по 1977 годы.

В 1978—1983 гг. Москино был создателем коллекций для марки «Кадетте», делал эскизы для «Базиль», «Блюмарине», «Энрико Манделли», «Лоренцини».

В 70-х годах высокая мода была полностью оторвана от жизни. Это был особый изолированный мир, где бренд возводился в ранг культа, а красота неизменно ассоциировалась с роскошью и богатством. Franco Moschino прекрасно понимал это, так как почти одиннадцать лет работал в Доме моды Versace. Но ему никогда не импонировала вычурность и показная дороговизна – он стремился создавать моду, пришедшую из улицы и предназначенную для улицы.

В 1983 году Ф. Москино создал собственную фирму Moonshadow (Лунный свет) и показал коллекцию женской одежды сезона весна/лето 1984 года, за которую итальянская пресса назвала его нарушителем традиций. Это был его первый показ; он сопровождался выходками его диких поклонниц, пораженных сюрреалистическими моделями коллекции.

В 1986 году была представлена коллекция мужской одежды; в 1988 году — параллельная линия женской одежды Cheap and Chic, (Дешево и шикарно), коллекции джинсовой Moschino Jeans и детской одежды; в 1994 году — коллекция «Кутюр». Его клиентками стали принцесса Диана Уэльская, принцесса Монако Каролина, Джоан Коллинз.

С 1989 года Франко Москино редко участвовал в неделях прет-а-порте. На последнем дефиле он водрузил на подиум плакат «Курение и показ мод вредны для здоровья!». Дизайнер считал, что можно одновременно любить одежду и презирать моду и пытался отразить это в своих работах.

Ирония над «жертвами моды» проявлялась, когда Москино использовал приемы дадаистов и сюрреалистов. Его можно назвать настоящим наследником Э.Скьяпарелли, чьи идеи у Москино трансформировались во множество оригинальных моделей. Не все могли оценить юмор Москино — в Италии его называли «антигероем моды» и «клоуном кутюр».

Поэтому кутюрье с грустью и иронией говорил, что настоящие поклонники его стиля живут в Англии или не имеют денег, чтобы купить его одежду. Хотя многие итальянцы, в своей массе серьезно относящиеся к моде, покупали в 1980-е годы у Москино, потому что его марка была престижной, а одежда — качественной и хорошо сшитой.

Самые знаменитые модели Москино — костюм с надписью на талии «Талия из денег», что можно прочитать и как «Выброшенные на ветер деньги». Он развалился на клиентке ровно через неделю. Платье-пластиковый пакет, шляпа-самолет и шляпа-вешалка. Успех ему принесли модели с надписями и аксессуары с золотыми объемными буквами «MOSCHINO» — сумки и пояса.

Тексты надписей были ироничны и придавали новый смысл классическим формам одежды — надпись на трикотажном платье «Меня можно надеть, но нельзя снять!», «Дорогой жакет» на пиджаке, «Эта рубашка стоит один миллион лир» на рубашке. Москино понял, что к моде нельзя относиться слишком серьезно, при этом его клиенты часто превращались в «ходячие рекламы» марки «Москино», нося на себе джемперы, платья, шляпы, сумки и пояса с его именем.

Москино превратил маленький лейбл, пришитый с изнанки, в огромные лозунги на самых видных и неожиданных местах. При этом Ф. Москино всегда оставался верен классическим формам одежды, не стремился изменить силуэт, дополняя привычные пиджаки, рубашки, джинсы и джемперы неожиданными и смешными рисунками, деталями и аксессуарами: сюрреалистическими пуговицами (например, в виде ложек, вилок и ножей), яркими рисунками, сердечками, помпонами и бантиками, шляпами и воротниками из плюшевых игрушек.

Такой подход оказался гораздо более приемлемым для потребителя, чем эксперименты с конструкцией и силуэтом. Москино продолжал традиции европейской одежды и одновременно иронизировал над ними. Все вещи, создаваемые модельером, были проникнуты тонкой иронией, а иногда и откровенными насмешками над мастерами от кутюр. Однажды за это его даже привлекли к суду – дому Chanel не слишком понравилась футболка с надписью « Chanel No.5».

Каждый показ он превращал в экстравагантную комедию. Взять хотя бы рекламу духов «Москино»: плакат, на котором изображена манекенщица, пьющая духи через соломинку, и надпись «Только для наружного применения». Или другие духи – « Cheap and Chic by Moschino», – вместе с которыми покупательницы получали шутливую инструкцию по соблазнению мужчин. А на показах дизайнер разрешал зрителям забрасывать помидорами не понравившиеся им модели.

Весной 1994 года Moschino презентовал первую в мире коллекцию экологически чистой одежды, а заодно и новую марку – Nature Friendly Garment . Никто и не подозревал, что этот показ станет для Москино последним. Через несколько месяцев великий бунтарь моды покинул этот мир.

Франко Москино умер от СПИДа. После его смерти фирма продолжает свое существование, оставаясь коммерчески успешной. Стиль «Москино» в 1990-е подделывали так же часто, как и «Версаче». Владельцы фирмы сохраняют стиль «Москино», приглашая молодых стилистов, которые работают анонимно, создавая коллекции, автором которых вполне мог бы быть сам Франко Москино.

Юмористические детали, сюрреалистические мотивы и ироничные надписи на одежде отличали стиль «Москино» и в 1990-е гг., например платья с диаграммами, жакеты, вышитые цветами, джинсы с карманом в виде сердца, пуговицы в виде фигурок животных и т. п. Все это пользуется неизменным успехом у нового поколения потребителей. Возраст покупательниц в бутиках «Москино» колеблется от 14 до 70 лет.

Мужская одежда «Москино» столь же нетрадиционна благодаря неожиданным тканям и смешным деталям. Например, в коллекции «Королевский размер» (1996 год) были вязаные шапки в виде короны, рубашки с рюшами и жабо из денима, майки с надписями «Королевское нижнее белье Москино».

Одежда, создаваемая дизайнером кардинально отличалась от эталонов высокой моды. Он произвел настоящую революцию, разрешив женщинам одеваться так, как они сами хотели. «Модно то, что Вам нравится!» – безапелляционно заявлял Moschino. Его деятельность была своеобразным протестом против моды, порабощающей человека.

Он отвергал образы, навязываемые метрами фэшн-индустрии, потому что считал, что стиль одежды должен соответствовать мировоззрению человека, и посему быть сугубо индивидуальным.

Творчество Moschino стало для публики даже не глотком, а целым потоком свободы – свободы быть собой. Все, что он создавал, как бы провозглашало: не человек для моды, а мода для человека. Женщины его обожали, ведь он доказал всему миру, что можно быть прекрасной и обаятельной вне зависимости от возраста, роста и веса. Moschino не старался втиснуть их в рамки модельных стандартов, да и вообще не признавал никаких стандартов, кроме разве что качества.

Кутюрье считал, что вещь не просто должна быть красивой – она обязана быть прочной, долговечной и ноской, только это может гарантировать ей популярность. Moschino оказался прав: изготовленные им одежда и аксессуары до сих пор являются лидерами винтажного рынка.

«Москино всегда будет сопутствовать успех», – считают критики – «так как его модели покупают женщины всех возрастов, которые хотят быть элегантными, но сексапильными; те, кто хочет быть «жертвой моды» в прямом или переносном смысле; те, кто отправляется на отдых на яхте; интеллектуалы, которые больше любят размышлять о моде, чем носить модные вещи; средний класс буржуазии — ведь дизайнер великолепно кроит и использует такую хорошую ткань».

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.
Открыть раздел Модельеры. Кутюрье. Дизайнеры