Общие сведения
Общие сведения. Свойства и закономерности
|
Общие сведения. Свойства и закономерности
Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, - нечто большее, нежели простая шутка. Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности, что немногие из нас, не колеблясь ни минуты, дадут решительный ответ на вопрос, какую бы из двух альтернатив они выбрали: иметь прекрасное тело, облеченное в вечно грязные и рваные лохмотья, или под вечно новым костюмом скрывать безобразное, уродливое тело, - так высказался о роли одежды в нашей жизни классик мировой психологии У. Джеймс.
Создавая одежду, важно наделить ее не только
функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией,
соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него
композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей
и деталей.
Композиция костюма - это объединение всех его элементов в
одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма
являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет,
конструктивные и декоративные линии.
Общая форма одежды воспринимается человеком в первую
очередь, затем -цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь -
детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические
формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы
костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих.
Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность,
деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость
и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики,
легкомыслия, романтики.
На основе этих простых геометрических фигур в современной
женской одежде сформировались такие силуэты (силуэтные формы), как Мешок/Sacco, Прилегающий/Aderente, Трапеция/Ampia, Колокол/Сатрапа, Ампир/lmpero,
Амфора/Anfora, Бал-лон /Palloncino, Мужской/Maschile.
Любая композиция должна обладать такими свойствами, как
выразительность, целостность, гармоничность. Эти свойства создаются благодаря
применению определенных средств композиции, к которым относятся: пропорции,
ритм, симметрия-асимметрия, нюанс и контраст, ритм, цветовое решение.
Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой
замысел, наполнить костюм художественным содержанием и таким образом
воздействовать на мысли и чувства зрителей.
Средства композиции сложились в результате длительной творческой деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания в основные законы композиции.
Композиция костюма — это объединение всех его
элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами
костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет,
конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:
Придание композиции определенных свойств зависит от
применения определенных средств композиции, к которым относятся:
Применение перечисленных средств позволяет создателю
костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и,
таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.
Главное качество композиции - именно цельность. Художник
объединяет отдельные части так, чтобы они образовали целое - будь это храм,
скульптура, картина или платье. С цельностью связывают легкость восприятия
форм. Закон цельности выражает неделимость целого. Выразительную характеристику
цельности дал художник Н.Н. Волков: Композиция - это такой состав и
расположение частей целого, когда ничего нельзя изъять без ущерба для целого,
ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить.
Важным признаком цельности является согласованность всех
элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия. Контраст - это
резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может
осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала. Нюанс - своего рода
переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным
изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме. Подобие - повторение
в различных вариациях одного и того же элемента.
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются
пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к
целому.
Пропорции выступают в виде различных математических
отношений, как простых, так и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной
пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей
так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова
человека составляет 7в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5:8.
Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по
горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен.
Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей -
все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку
ее соразмерности.
Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления
завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его
создании соблюдены следующие правила пропорций.
Принцип золотого сечения (3:5, 5:8, 8:13). Соблюдение
этого принципа вызывает наиболее гармоничное восприятие; рекомендуется для
делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала
выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения
рассчитывается длина жакета
Симметрия с давних пор считается одним из важных условий
красоты формы. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.
Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически
равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно
вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление
устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.
Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или
отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении
покоя. Она акцентирует внимание зрителя на динамичности построения композиции,
выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда
уравновешенна, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения
больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов
Важнейший признак ритма - повторение элементов и
интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования
частей целого.
Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть
активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным.
Частный случай ритма - метр, то есть геометрически
правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через
равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления
на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.
Ритм в костюме могут создавать такие элементы: членение
(линии конструктивные или декоративные), цвет (полоски, клетка и пр.),
фурнитура (пуговицы и пр.).
По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов:
Последние три вида придают форме впечатление
стремительного движения.
Метрическая организация в костюме может быть рядовая
(складки) или осевая (пуговицы, карманы)
В дереве главное, вокруг чего объединяются все его части,
- ствол; у животных - это позвоночник. В композиции главное - композиционный
центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.
Композиционным центром называется тот предмет (часть
предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что
первым бросается в глаза.
Предмет, выполняющий роль композиционного центра, не
обязательно должен быть самым крупным - просто он должен привлекать внимание
зрителя, приглушать отвлекающие контрасты и второстепенные детали, подчиняя все
главному.
В костюме роль композиционного центра обычно отводится
деталям. Контраст
делает образ костюма более ярким и выразительным (рис. 9,10,11).
На рисунке 9 центром композиции является огромный бант. В композиции платья,
изображенного на рисунке 10, доминируют рукава: они привлекают внимание
необычной формой и массой. Акцент в костюме на рисунке 11 поставлен на плече;
контраст прямого облегающего платья и округлой детали создает классический и
немного экстравагантный образ.
Центр композиции в костюме есть практически всегда. Если
костюм полностью черного цвета, центром композиции может быть прическа или
макияж. Если композиционным центром является какая-либо деталь (шляпа,
перчатки, бант, рукава), то она должна отличаться цветом, формой, фактурой или
массой, привлекать внимание интересным дизайном. В этом случае все другие
детали и аксессуары служат фоном и призваны подчеркнуть центр, а не отвлекать
от него внимание.
Если центр композиции расположен по центру фигуры, то он
привлекает внимание к телу - к груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в
нижнюю часть, к ногам, придает образу устойчивость, основательность. Если
композиционный центр отсутствует, то образ не читается, не выразителен, не
запоминается или распадается, то есть не отличается целостностью.